-От каких слова не получилось образовать новые слова?
-Как вы думаете, есть ли орфограмма в этих словах? Докажите.
- Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
Доска: домик, внучек.
- Спишите слова.
- Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. (-ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный).
- Почему же мы в слове домик пишем суффикс – ик?, а слове внучек – ек?)
- Почему возникло затруднение?
- Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
(В слове "домик" – совпадает, а в слове "внучек" – расходится)
- Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах
-ек, -ик? (Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять)
- Молодцы! Вы правильно сделали вывод.
-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)
Тема нашего урока: "Учимся писать суффиксы -ек, -ик”.
Обобщение: - Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек.
-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)
-Можем ли мы ему помочь?
-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему?
- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
- Итак, мы сами изобретаем правило.
- Посмотрите внимательно на данный ряд слов. (презентация)
Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Проблемный вопрос
– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?
Помощь учителя.
- Для этого проанализируйте слова второго столбика.
Что интересного вы заметили?
(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек).
- Итак, какое правило мы с вами изобрели?
- Прочитайте правило в учебнике на с.123. и сравните с нашим выводом.
- Верно ли мы сформулировали правило? (да)
-Значит, мы совершили верное открытие.
-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.
-Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой?
(просмотр отрывка из мультфильма)
Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.
С Вини-Пухом в лес шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Нам шагается легко.
Вдруг мы видим у куста-
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках убежим.
-Какое слово? (птенчик-птенчика)
Составление алгоритма.
У. – Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.
(Дети предлагают свои варианты)
1) Выделяю корень слова, если после корня [ик] -?
2) Изменяю форму слова.
3) Если [ и ], то -ик-
4) Если [ - ], то -ек-
|
У. – Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике. Что заметили?
Д. – В учебнике порядок действия описан тот же, что мы предлагали.
1. Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 1 с 124 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму у доски).
Физминутка.
Зарядка для глаз. (Слайд)
2. Дифференцированная работа
Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» с. 69 упр 1
После окончания этой работы, подводим итог:
Когда слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –?
Задание для мотивированных учащихся - 2 группа. (Выполняют задание в рабочей тетради на стр. 71 упражнение 3, после выполнения работы проверка)
– Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.
А сейчас я предлагаю вам досказать словечко.
-Доскажите слова по алгоритму. (Алгоритм составляют и произносят учащиеся 2 группы (мотивированные учащиес), учащиеся 1 группы добавляют слова)
-Если при изменении формы слова существительного с суффиксом –ЕК- гласный выпадает, то в суффиксе пишется… (Буква Е).
-В суффиксе –ИК- пишем букву И, если…
(При изменении формы слова гласный не выпадает).
-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?
-Смогли мы её достичь?
-На какие вопросы мы должны были ответить?
-Сумели ли мы это сделать?
- Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … .
Я научился (научилась) … .
На следующем уроке я хотел(а) бы … .
-Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов –ЕК-, -ИК-.
Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» с. 70 упр 2
-Спасибо за урок.
|