Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 9 - 10 лет на основе примерной программы краеведческого модуля «Мой край – родная Белгородчина»
(Стручаева Т.М. Белгородоведение в начальной школе: примерные программы урочной и внеурочной деятельности / Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, В.В. Стручаев. 2-е изд., с изм. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 21 с.)
Программа составлена на 1 год.
Для учащихся младшего школьного возраста родной край – это окружающее пространство, присвоенное им с детства. Территориально-бытовая и природно-географическая среда, духовные и материальные связи с родными местами являются мощными источниками воспитания патриотизма, накладывают отпечаток на национальный характер, язык, культуру, формируют чувство личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае.
Цель программы внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина» - формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; создание условий для развития и применения метапредметных УУД.
Основные задачи реализации краеведческого содержания:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;
- обогащение духовного мира и нравственного опыта учащихся, формирование патриотических и гражданских личностных качеств на основе регионального краеведческого материала, формирование ценностного отношения к культурно-историческому и природному наследию региона;
- развитие умений работать с разными источниками информации, развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.
В основу работы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.
Содержание программы внеурочной деятельности
- Вводное занятие.
Цели и задачи занятий по программе «Мой край – родная Белгородчина». Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.
2. География Белгородской области.
Родной регион - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области. Административное деление региона. Символы Белгородской области и муниципальных территорий. День рождения Белгородской области – 6 января 1954 года. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта русского, украинского народов, турков-месхетинцев, татар, армян, азербайджанцев и др.
Практические работы: оформление иллюстрированной карты Белгородской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна».
3. История Белгородской области.
Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе. Города-крепости на территории края. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.
Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встреча с краеведами, экскурсия по центральным улицам города Белгорода и на Соборную площадь (очная и заочная).
4. Белгородчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Белгород – город первого салюта. День города Белгорода – 5 августа. Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Третье ратное поле России – Прохоровка. Звонница. Музей Прохоровского танкового сражения. Белгород и Старый Оскол – Города воинской славы России.
Практические работы: поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия; участие членов семьи в Великой Отечественной войне.
5. Природа родного края.
Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.
Практические работы: наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.
Водоемы родного края. Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Старооскольское водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.
Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.
Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды на Белгородчине. Губкин – город горняков. Старооскольский электрометаллургический комбинат.
Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками горнодобывающей промышленности.
Белгородчина – одна из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства на Белгородчине: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.
Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие, встречи с работниками сельскохозяйственных предприятий; экскурсия в краеведческий музей.
Природные зоны на территории родного края. Характерные особенности лесостепной и степной зон.
Практические работы: экскурсии в парк, лес, на луг, поле; работа с гербарием растений родного края. Экскурсия в краеведческий музей.
Растения и животные Белгородской области. Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.
Практические работы: экскурсия в зоопарк, дендрарий, заповедник, живой уголок, зимний сад, ботанический сад БелГУ; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.
Природные сообщества (лесные и лугово-степные сообщества, водно-болотные угодья) Белгородской области. Взаимосвязи в сообществе грибов, растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Единство живого и неживого в природе.
Практические работы: экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей.
Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области. Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки. Региональная программа «Зеленая столица».
Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.
6. Развитие экономики родного края.
Белгородчина и горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство Белгородчины. Агропромышленные комплексы. Строительство. Транспорт. Связь. Торговля. Занятия населения родного края. Профессии в Белгородской области.
Практические работы: создание альбома «Профессии наших родителей», экскурсии на предприятия по месту работы родителей.
7. Культура Белгородской области.
Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.
Практические работы: экскурсии к памятным местам области, в музеи, учреждения культуры; оформление материалов по результатам экскурсий. Участие в выставках и народных праздниках, фестивалях.
Ими гордится Белгородская земля. Русский актер М.С. Щепкин. Музыканты Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев, М.Г. Эрденко. Философ Н.В. Станкевич. Писатель В.Я. Ярошенко. Выдающийся инженер В.Г. Шухов. Генерал армии Н.В. Ватутин. Дважды Герой Социалистического Труда В.Я. Горин. Художник С. Косенков. Олимпийская чемпионка С. Хоркина. Белгородские волейболисты - олимпийцы. Чемпион мира Федор Емельяненко.
Практические работы: подготовка классного альбома о знаменитых земляках; поездка в авторские музеи; встречи с известными белгородцами.
8. Подготовка и проведение итоговых занятий.
Подведение итогов занятий. Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов. Организация выставки портфолио.
Практические работы: подготовка портфолио «Мой край – родная Белгородчина», проведение выставок.
Планируемый воспитательный результат:
- имеют представление об уникальности родного края как части России;
- владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;
- умеют общаться с людьми, вести краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;
- имеют представление о вкладе родного края в развитие России;
- продолжают овладевать элементарными навыками научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление выставок и экспозиций;
- знают историю своей семьи ее традиции, реликвии, родословную;
- знают историю своей школы, традиции своего образовательного учреждения;
- знают основные события в истории своего населенного пункта, района и Белгородской области.
Планируемый воспитательный эффект:
- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям региона как части России;
- осознание личной сопричастности к истории края, страны, гордости за великие достижения;
- проявление активной жизненной позиции.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности ориентирована на становление таких личностных характеристик выпускника, как: любящий свой народ, свой край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
За основу планирования и отбора содержания взят предмет «Окружающий мир».
Формы и методы работы: интегрированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий, беседы, праздники, краеведческие исследования, акции, защита презентаций, походы и экспедиции по родным местам, фестивали, краеведческие конференции, создание и работа школьных музеев, конкурсы, краеведческие викторины, написание сочинений, подготовка портфолио по краеведению и др.
Место проведения: класс, музей, библиотека, Дом культуры, предприятия, парк, лес, луг, река, зоопарк и др
Календарно-тематический план 4 класс (34 часа)
№ |
Наименование разделов, тем занятий |
Характеристика учебной деятельности |
Кол-во часов |
Плановые сроки прохождения |
Примечание
|
1 |
Вводное занятие |
|
2 |
|
|
|
История Белгородской области – 6 ч |
|
|
|
|
2 |
Белгородская засечная черта. |
Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни Белгородского края |
1 |
|
|
3 |
Крепость на Белой горе. |
1 |
|
|
|
4 |
Города-крепости на территории края |
1 |
|
|
|
5 |
Яркие и важные события в истории родного региона |
Рассказывать об истории родного края, о памятниках истории и культуры |
1 |
|
|
6 |
Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена |
1 |
|
|
|
7 |
Памятники истории и культуры региона, их охрана |
1 |
|
|
|
|
Белгородчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – 6 ч |
|
|
|
|
8 |
Курская битва |
Знать о важных исторических событиях родного края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг |
1 |
|
|
9 |
Прохоровское танковое сражение 1943 года. |
1 |
|
|
|
10 |
Белгород – город первого салюта |
1 |
|
|
|
11 |
Военные памятники на территории Белгородской области. |
1 |
|
|
|
12 |
Музей «Курская дуга» |
1 |
|
|
|
13 |
Музей-диорама «Курская битва Белгородское направление» |
1 |
|
|
|
|
Природа родного края – 3 ч |
|
|
|
|
14 |
Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве |
Различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры их использования в Белгородской области Описывать по плану природную зону своего края, называть заповедные места Белгородчины |
1 |
|
|
15 |
Природные зоны на территории родного края |
1 |
|
|
|
16 |
Экскурсии в парк, на луг; работа с гербарием растений родного края |
1 |
|
|
|
17 |
Развитие экономики родного края – 3 ч |
|
|
|
|
18 |
Сельское хозяйство Белгородчины. |
Характеризовать роль почвы в природе и особенности чернозема |
1 |
|
|
19 |
Занятия населения родного края. |
Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Белгородской области |
1 |
|
|
20 |
Профессии в Белгородской области |
1 |
|
|
|
|
Культура Белгородской области – 6 ч |
|
|
|
|
21 |
Достопримечательности родного края. |
Описывать достопримечательности региона |
1 |
|
|
22 |
Православные храмы Святого Белогорья |
1 |
|
|
|
23 |
Святитель Иоасаф |
1 |
|
|
|
24 |
Народные промыслы края. |
Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Белгородской области |
1 |
|
|
25 |
Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники. |
1 |
|
|
|
26 |
Экскурсия в краеведческий музей |
Рассказывать о результатах экскурсии по родному краю |
1 |
|
|
|
Подготовка и проведение итоговых занятий – 8 ч |
|
|
|
|
27 |
Краеведческая викторина «История Белгородчины» |
Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую региональную информацию из дополнительных источников знаний (СМИ, Интернет, справочная литература и др.), обсуждать полученные сведения |
1 |
|
|
28 |
Краеведческая викторина «Природа родного края» |
1 |
|
|
|
29 |
Викторина «Культура Белгородской области» |
1 |
|
|
|
30-33 |
Подготовка портфолио «Мой край – родная Белгородчина» |
Собирать материал и составлять портфолио о родном крае |
4 |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
|
1 |
|
|
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
Компьютер. Экран. Проектор.
Учебно-методическая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.В. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2012.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ Под ред. А.В. Горского. - М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010.
Рекомендуемая краеведческая литература
Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.
«Мой край – родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.